Артур Гавриленко: «Праздник должен быть народным, а не "для народа"»


Артур Гавриленко

Артур Гавриленко — настолько разносторонний человек, что дать ему «краткую характеристику» очень и очень непросто. Был он и журналистом, и предпринимателем, всерьез увлекался восточными единоборствами, занимался музыкой и даже организовывал предвыборные кампании для муниципалов. В течение последних двух лет Артур возглавляет фольклорный коллектив «Лад» и занимается организацией городских праздников в русской народной традиции.

Один из главных проектов — фольклорный фестиваль «Царскосельская вечерина», который уже на второй год своего существования стал международным. Однако в фольклор постоянно приходится вкладывать деньги, поэтому Артур не оставил и свою предпринимательскую деятельность.

— Артур, как получилось, что вы стали практически коренным царскоселом, хотя родились и росли не здесь?

— Я родился в городе-герое Ленинграде, но пришлось переехать в Пушкин. Сначала было большое сопротивление, но сейчас я считаю, что Санкт-Петербург — столица мира, а Пушкин — столица Петербурга. Я стал патриотом Царского Села и пушкинских школ в частности. Кстати, мне довелось поучиться здесь в двух школах — в 530 и 606.

— А чем занимались после окончания школы?

— Я работал журналистом еще за год до поступления на факультет журналистики СПбГУ. Затем поступил на журфак, долгое время работал журналистом и видел свое призвание именно в этом ремесле. Много занимался районной тематикой — был редактором газеты «Петровский курьер» по Пушкинскому району. Успел попробовать журналистику «социальную», «звездную», «политическую», «криминальную». Но постепенно пришло разочарование, не хотелось ни под кого прогибаться, и я решил оставить журналистику как основной род деятельности. Хотя до сих пор я сотрудничаю с рядом издательств, занимаюсь теорией журналистики, принимаю зачеты и экзамены на журфаке, сотрудничаю с общественными институтами, например, Московской школой политических исследований. Но был период, когда я ушел с головой в торговлю, просто зарабатывал деньги, и поначалу все было хорошо. А потом стало чего-то недоставать.

— И тогда возникло увлечение фольклором?

— Не сразу. Сначала мы с друзьями увлеклись туризмом. Путешествовали по нетривиальным маршрутам, продумывали все поездки до мельчайших деталей, назначали «ответственных» за экскурсии в разных городах. Однажды мы поехали на Кавказ, и там я впервые услышал настоящее казачье пение. Оно меня поразило. Но не думайте, что я сразу взял да и запел — это невозможно. Мы все настолько отравлены современной культурой, что очень сложно научиться воспринимать фольклор. Я сам очень долго был просто слушателем.

— Когда же произошел «перелом»?

— Мне повезло в жизни — я часто встречал Учителей, с большой буквы. Одним из таких был известный в Петербурге и в нашем районе учитель, теоретик и большой новатор педагогики — Константин Захаров. Гораздо позже я узнал, что он участник знаменитого ансамбля казачьей песни «Братина». Мы сдружились, вместе ходили в походы. Я думал, что буду заниматься администрированием фольклорных праздников, но не представлял даже, что начну петь сам, пока однажды не запел на дне рождения у Константина Павловича. И вот после этого мы стали вместе делать концерты, организовывать праздники в Ленобласти и в Карелии.

Только представьте: чуть отъедешь от Питера в деревню, а там все мужчины пьют, хозяйство на женщинах, детям заняться нечем, дома культуры закрыты, ничего не происходит... И мы стали делать для этих людей праздники. Так и появился коллектив «Лад».

— Почему именно праздники, а не просто концерты и выступления?

— Конек группы «Лад» не в каком-то особенном исполнении, не в голосах, не в технике пения или танца. Есть множество фольклорных ансамблей, где поют и танцуют гораздо лучше. Наша главная задача — привлечь к песне, игре и танцу всех гостей, чтобы люди не наблюдали наше выступление, а принимали в нем живое участие. Где только нам удается, мы отказываемся от сцены и идем в гущу народа, чтобы быть ближе, чтобы делать общий праздник.... Праздник поистине народный, а не «для народа». «Лад» это не столько фольклорный ансамбль, сколько, скорее, социальный клуб. У нас общие дела, общие поездки и фестивали, совместный позитивный досуг.

Мы стараемся воссоздать народную традицию. Но воссоздавать можно и нужно далеко не все. Надо с уважением относиться к наследию предков, учитывая, что сейчас мы уже другие. У нас другое мировоззрение, мы мыслим понятиями XXI века. И мы стараемся организовывать городские праздники в народной традиции, но при этом современные.

— В чем «фишка» ваших праздников?

— Обычно люди приходят на праздник и ждут, что их сейчас развлекут. Покупают себе пиво, детям — сладкую вату и китайские игрушки, стоят у сцены и смотрят, как там кто-то их веселит, а чаще всего — вгоняет в тоску. И вроде пришли, все посмотрели, все купили, поели, выпили, а радости никакой нет, как в том анекдоте про поддельные елочные игрушки. Надо веселиться самим, научиться развлекать себя. Это нужно, чтобы человек почувствовал свою значимость на празднике, а не был сторонним наблюдателем.

И вот еще по поводу алкоголя. Как вы знаете, очень часто после дней рождений или походов на шашлыки люди даже не помят, что и как они праздновали. Запоминается только то, что пили и что ели. Мне захотелось организовывать такие праздники, на которых не будет времени даже на еду, не говоря уже об алкоголе.

— Артур, насколько понимаю, вы трезвенник?

— Я никого не агитирую, но для себя выбрал безалкогольный образ жизни. Те же народные танцы — это постоянное движение. Чтобы полтора часа отплясать на вечерине, надо быть в очень хорошей физической форме. Это такие нагрузки, покруче любого фитнеса! А если будешь «под шафе», то точно долго не попляшешь и не поиграешь.

— Как вы относитесь к существующим городским праздникам, которые проводятся в Пушкине?

— У Пушкина огромный потенциал. Царское Село могло бы стать крупным фестивальным центром, но сейчас, к сожалению, это город однодневного туризма. Какие значимые праздники у нас проходят? Царскосельская премия в Лицее, был еще фестиваль Rock Palace... А больше ничего значимого и нет. Царскосельский карнавал был, пока его делал Игорь Гаврюшкин. А теперь это и карнавалом назвать нельзя.

— Не так давно в Пушкине стали устраивать праздники двора, где люди не только смотрят, но и принимают активное участие в происходящем. Как насчет них?

— Праздники двора — очень хорошая идея, тут даже повод не нужен. Я и сам не раз выходил во двор с самоваром, начинал запевать и собирать людей. У нас почему-то принято, что люди знакомятся со своими соседями «через проблемы». А ведь только через общение можно достучаться до человека.

— Расскажите, пожалуйста, какие фольклорные праздники ждут пушкинцев в 2011 году?

— В марте мы устраиваем большой праздник масленицы. Затем, надеюсь, будут «Егорьевы Игрища» — это начало мая. А если удастся, летом проведем еще одну «Царскосельскую вечерину». Вообще наша идея — сделать годовой цикл городских праздников и проводить вечерины, как это и было раньше на Руси.

Беседу вела Мария Карпеева

Февраль 2011 года