Янтарная комната


Янтарная комната

История появления Янтарной комнаты в Екатерининском дворце овеяна тайнами и домыслами от момента своего создания до воссоздания. Изначально созданная для королевы прусской, она, тем не менее, украсила покои российской императрицы. Украденная фашистами во время Второй Мировой войны, она так никому и не досталась. А новое рождение Янтарной комнаты в начале XXI века стало поистине чудом.

Идея создания Янтарной комнаты принадлежит прусской королеве Софии-Шарлотте, супруге Фридриха I, которая хотела украсить янтарной отделкой свой дворец в Литценбурге. Период создания Янтарного кабинета (1701 — 1709 годы) совпадает с расцветом янтарного зодчества в Пруссии, что, по-видимому, и стало предпосылкой грандиозного замысла.

Долгие годы не существовало однозначного мнения по поводу архитекторов, создавших Янтарную комнату. И только тщательное изучение множества документов позволило понять, кто же все-таки принимал участие в творении знаменитого шедевра. Автором оформления комнаты янтарными панелями, как и всего дворца королевы Софии-Шарлотты, стал архитектор Иоганн Фридрих Эозандер. Первоначально в помощь ему из Дании был приглашен славившийся своими работами по янтарю Готфрид Вольфрам, которого затем сменили мастера Э. Шахт и Г. Турау.

Однако замыслу королевы так и не суждено было осуществиться. В начале 1705 года она скоропостижно умерла от простуды. Ее супруг, король Фридрих I, решил сохранить дворец таким, каким он был при его хозяйке, и некоторое время планировал украсить янтарными панелями свой дворец в Ораниенбурге. Этим планам помешала смерть самого Фридриха I в 1713 году, после которой янтарное оформление для дворца так и не было завершено.

Янтарная комната

При следующем короле Пруссии Фридрихе-Вильгельме I янтарные панели некоторое время украшали покои в Берлинском королевском замке. Но сам король, больше интересовавшийся армией, чем искусством, предпочел подарить Янтарный кабинет Петру I в ознаменование заключения союза между Пруссией и Россией в 1716 году. Однако документальных подтверждений тому, как Петр использовал бесценный подарок, не найдено. Документы свидетельствуют, что в 1743 году Елизавета Петровна распорядилась разместить янтарные панели в Зимнем дворце. А так как многие детали янтарного убранства несколько попортились от времени и транспортировки, дворцовой службой был специально приглашен итальянский мастер А. Мартелли.

И наконец, с июля 1755 года, Янтарная комната надолго обосновалась в Большом Царскосельском дворце. Так как новое помещение было несколько больше по площади, архитектором Растрелли было принято решение разделить янтарные панели пилястрами с зеркалами, а также украсить комнату деревянной золоченой резьбой. В некоторых местах стены затянули холстом, который художник И. И. Бельский специально расписал «под янтарь».

Холсты были заменены по указу Екатерины II в 1763 году. Для этого немецкими мастерами (Ф. и И. Роггенбук, К. и Г. Фриде, И. Вельпендорфом) с их русскими учениками было изготовлено множество дополнительных фрагментов панно, на которые было затрачено около 450 кг янтаря за четыре года работы. Свой окончательный, просуществовавший многие годы вид Янтарная комната приобрела к 1770 году.

Янтарные панно располагались на стенах, образуя три яруса. В центральном ярусе цветными камнями была выложена мозаика, аллегорически изображавшая пять чувств. Панно разделяли зеркальные пилястры. Также за застекленными витринами в комнате хранились янтарные изделия работы европейских мастеров XVII-XVIII веков.

Чувствительный к изменениям температуры и сквознякам янтарь требовал постоянного контроля и специального ухода. Реставрационные работы в комнате осуществлялись практически каждые 30 лет, плановая реставрация намечалась и на 1941 год, но этим планам не суждено было осуществиться.

После начала Великой Отечественной войны Янтарную комнату из-за хрупкости панелей решено было не эвакуировать. Роковое решение имело трагические последствия — комната была вывезена фашистами, и следы ее затерялись. Последний раз уникальная отделка демонстрировалась в 1944 году в Кенигсбергском музее.

С 1983 года начались работы по воссозданию янтарной отделки комнаты под руководством архитектора А. А. Кедринского. Некоторые детали интерьера, такие как комод русской работы и флорентийскую мозаику «Осязание и Обоняние», удалось найти и вернуть из Германии. Все остальное убранство комнаты было создано заново российскими мастерами-реставраторами. Работы по воссозданию Янтарной комнаты продолжались 24 года и полностью завершились в 2003 году, к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга.

Текст Ирины Кирк, фото Максима Горскова