Агатовые комнаты. Путь к возрождению

О газете       Архив номеров




Агатовые комнаты. Путь к возрождению

В канун Нового года в Екатерининском дворце состоялась церемония подписания акта о завершении работ по воссозданию двух из семи интерьеров Агатовых комнат — Агатового кабинета и Библиотеки. Специалисты «Царскосельской янтарной мастерской», выполняющие реставрацию каменной отделки, лепки, позолоты, живописи и наборного дерева, завершили эти работы в соответствии с генеральным соглашением, заключенным в октябре 2010 г. между ОАО «РЖД», благотворительным фондом «Транссоюз» и ГМЗ «Царское Село». Акт приемки двух уникальных интерьеров ХVIII в. подписали директор благотворительного фонда «Транссоюз» А. Е. Петров и директор ГМЗ «Царское Село» О.В. Таратынова в присутствии председателя ОАО «РЖД» В. И. Якунина, заместителя министра культуры А.Е. Бусыгина и вице-губернатора Петербурга В.Н. Кичеджи.

Агатовые комнаты — единственные апартаменты императрицы Екатерины Великой в Царском Селе, сохранившие подлинную отделку до наших дней. Чудом уцелевшие в годы военных разрушений, они уникальны по художественному решению и не имеют аналогов ни в России, ни в европейской архитектуре.

Использование «цветных каменьев» в убранстве дворцов привлекало еще императора Петра I, который заложил основы для развития камнерезного дела в России. При Елизавете Петровне одну из комнат Царскосельского дворца, отделанную впоследствии янтарем, императрица предполагала первоначально выложить агатом, но технические проблемы не позволили осуществить задуманное.

Агатовые комнаты. Путь к возрождению

Увлечение минералогией не миновало и Екатерину II, блестящее 34-летнее царствование которой превратило Россию в великую державу. Царскосельская резиденция в жизни императрицы занимала особое место, здесь она провела свои лучшие годы. Именно по указу венценосной заказчицы придворный архитектор Чарльз Камерон во втором этаже павильона «Холодная баня» создал неповторимые изысканные интерьеры — помещения для отдыха и развлечений, ставшие личными покоями хозяйки Царского Села, в которых она любила в ранние утренние часы просматривать государственные бумаги, отвечать на письма или заниматься литературными трудами.

По богатству отделки Агатовый кабинет — один из шедевров шотландского зодчего. Стены небольшого помещения облицованы уразовской яшмой, обрамленной полосками зеленой калканской яшмы, декорированной изящным бронзовым орнаментом. Филенчатая панель с плинтусом и карнизом украшена кошкульдинской сургучной, калканской и зеленой полосатой тунгатаровской яшмами. Наличники дверей, окон и широкий фриз, завершающий плоскости стен, выполнены из темной и светло-зеленой калканской яшмы. Насыщенный золоченый орнамент и аллегорическая живопись потолка контрастируют с нарядным, но сдержанным декором стен; красочный полихромный паркет из розового и черного дерева, клена и ореха подчеркивает особую нарядность кабинета.

Реставрация Агатовых комнат была начата специалистами «Царскосельской янтарной мастерской» с консервационных работ. Основной принцип реставраторов — невмешательство в подлинную отделку — был единодушно утвержден членами Реставрационного совета, постоянно наблюдающими за ходом работ в Агатовых комнатах.

Агатовые комнаты. Путь к возрождению

Поскольку «Холодная баня» — павильон неотапливаемый, реставрационные работы осуществляются в период положительных температур. В зимнее время ведется реставрация «движимого» декора в условиях мастерской.

Комплексная реставрация Агатового кабинета началась с выполнения работ по расчистке, укреплению и дублированию живописных вставок, выполненных темперой на плотной бумаге. Реставрация живописи проводилась специалистами Государственного Русского музея.

Не менее сложные работы были проведены по расчистке и укреплению золоченой лепки на потолке, а также укреплению яшмового набора на стенах. В соответствии с утвержденными методиками была осуществлена полная реставрация каменного настенного покрытия (с воссозданием утраченных фрагментов); восполнены утраты золоченого бронзового декора, изготовленного по аналогии с сохранившимися деталями.

Неординарная задача встала перед мастерами при реставрации дверных полотен, с одной стороны фанерованных наборным деревом, а с другой — отделанных каменной облицовкой. В Агатовом кабинете произведена полная переборка каменного набора дверей с укреплением на новой мастике, поскольку старая потеряла связующие свойства. Восполнены также утраты фанеровки на дверных полотнах (в аналогичном материале), заменены поздние вставки и грубые заделки.

Одновременно с Агатовым кабинетом работы велись в Библиотеке, которая представляет собой небольшую, но очень уютную комнату с двумя встроенными книжными шкафами. Нижние части шкафов, предназначенные для хранения эстампов, имеют глухие дверцы, украшенные набором из розового дерева и палисандра, верхние декорированы мелкоячеистой золоченой проволочной сеткой. При Екатерине Великой в шкафах размещалось более тысячи книг, несколько десятков альбомов и папок с эстампами. «Комнатная» или, как называла ее сама именитая хозяйка, «подручная» библиотека составляла лишь одну двадцатую часть личной библиотеки Екатерины II, насчитывавшей к концу XVIII века около четырех тысяч томов. «Подручная» библиотека императрицы была собрана ею по крупицам и отражала духовный мир и частную жизнь владелицы.

Наряду со шкафами мастера-краснодеревцы реставрировали уникальный исторический паркет, украшенный в технике протравливания и гравировки. Он состоит из розового, черного дерева, самшита, клена, граба, дуба, березы, тика, амарана и ореха.

Стенам и потолку Библиотеки возвращен тот изысканный цвет, который когда-то был избран для этого интерьера самой хозяйкой. Историческая расцветка была обнаружена при расчистке поверхностей от поздних красочных наслоений.

К завершению реставрации двух интерьеров Агатовых комнат ГМЗ «Царское Село» и благотворительный фонд «Транссоюз» приурочили открытие выставки «Агатовые комнаты. Путь к возрождению». Разместившаяся в залах первого этажа павильона «Холодная баня», выставка будет знакомить посетителей с историей создания изысканных интерьеров, уникальной коллекцией предметов, находившихся в кабинетах, а также их реставрацией.

С конца XVIII века центральное место в убранстве помещений занимала коллекция каменных ваз, скульптур, бюстов и пьедесталов — предметов собирательства просвещенных вельмож, гордость коронованных владельцев. Вазы из порфира и яшмы отличались разнообразием форм и мастерством исполнения. В годы Великой Отечественной войны коллекция понесла значительные потери. Некоторые из сохранившихся ваз ожидают реставрации, после проведения которой они займут свои места в Агатовых комнатах. На выставке будут представлены два предмета из исторической коллекции — вазы из мраморного оникса и темно-красного порфира.

Специально для Агатовых комнат по проекту Ч. Камерона в мастерской Ж.-Б. Шарлеманя был выполнен гарнитур мебели, в который входили стулья, канапе и шесть каминных экранов, декорированные позолоченной резьбой. Из всего гарнитура сохранилось только несколько стульев, два из которых также войдут в состав экспонируемых предметов.

Помимо мебели, созданной специально для Агатовых комнат, в ХIХ в. кабинеты павильона пополнились раритетами времени царствования Екатерины Великой: перламутровым и серебряным письменными столами из личных комнат императрицы, нарядными столиками-бобиками, украшенными живописью. Здесь же разместили кресло-коляску, изготовленную для Екатерины II в 1794 г.

Частью новой экспозиции стал Детский творческий центр. С помощью мультимедийных технологий юные посетители смогут совершить путешествие на Урал, где добывали яшму для отделки павильона, познакомиться с процессом ее добычи и обработки, использованием в декоре Агатовых комнат. Первыми посетителями выставки стали дети сотрудников ОАО «РЖД». Для маленьких посетителей организовали мастер-класс художника-камнереза. Дети смогли почувствовать себя настоящими мастерами: раскрасить гипсовые отливки — копии элементов декора павильона, собрать «каменный цветок» из кусочков яшм. Вместе с детьми выполнять творческие задачи могли и родители, чтобы познакомиться с увлекательным и сложным процессом реставрации павильона и стать свидетелями возрождения выдающегося памятника русской художественной культуры XVIII в.

По материалам пресс-службы ГМЗ «Царское Село»

Фото Татьяны Кузнецовой