Большой зал Агатовых комнат открыт после реставрации

Большой зал Агатовых комнат открыт после реставрации

23 октября 2012 года в Государственном музее-заповеднике «Царское Село» открылся после реставрации Большой зал Агатовых комнат павильона «Холодная баня». Это событие завершило очередной этап работ, которые ведутся в соответствии с соглашением о сотрудничестве, подписанным в 2010 году между ОАО «Российские железные дороги», Благотворительным Фондом «Транссоюз» и ГМЗ «Царское Село». В соответствии с этим документом будут отреставрированы все семь интерьеров Агатовых комнат. Открытие Большого зала совпало со знаменательной датой — 175-летием железных дорог России. Завершить весь объем работ планируется в сентябре 2013 года, к 10-летию компании «Российские железные дороги».

Большой зал — третий отреставрированный интерьер уникального памятника XVIII века, созданного архитектором Чарльзом Камероном по заказу императрицы Екатерины II. Напомним, что в декабре 2011-го были открыты Агатовый кабинет и Библиотека. Специалистам Царскосельской янтарной мастерской, начавшим работы в январе 2011 года, предстоит возродить еще четыре интерьера — Яшмовый кабинет, Овальный кабинет, Кабинетец и Лестницу.

Агатовые комнаты — единственные в России апартаменты императрицы Екатерины II, созданные в классическом стиле и сохранившие подлинную историческую отделку до наших дней, так как уцелели в период нацистской оккупации. Они уникальны как в художественном, так и в техническом отношении и не имеют аналогов в западноевропейском искусстве.

Использование «цветных каменьев» в убранстве дворцов привлекало еще императора Петра I, который заложил основы для развития камнерезного дела в России. При Елизавете Петровне одну из комнат Царскосельского дворца, отделанную впоследствии янтарем, предполагали первоначально выложить агатом, но не смогли технически решить проблему облицовки. Увлечение минералогией не миновало и Екатерину II. По указу венценосной заказчицы придворный архитектор Чарльз Камерон во втором этаже павильона «Холодная баня» создал неповторимые изысканные интерьеры — помещения для отдыха и развлечений, ставших личными покоями императрицы, в которых она в утренние часы просматривала государственные документы, отвечала на письма, занималась литературными трудами.

Большой зал Агатовых комнат открыт после реставрации

Светлый, изысканный Большой зал — главное помещение павильона (общая площадь — 113 квадратных метров). Он служил местом развлечений, игр, музыкальных вечеров и пиров в античном стиле. Во время таких балов, по желанию императрицы, дамы были одеты в «античные» наряды.

Вдоль его стен, облицованных искусственным мрамором светло-розовых тонов, установлены мраморные колонны. Зал украшен декоративной резьбой, выполненной из белого итальянского мрамора, гармонично сочетающегося с красным шокшинским кварцитом и золоченой бронзой. Под сводами — 8 лепных барельефов на мифологические сюжеты. В двух вариантах представлен любимый Ч. Камероном миф о богине весны и цветов Флоре. Своды зала украшены живописью и позолоченной лепкой.

Живописные вставки исполнены темперой на бумаге, наклеенной на штукатурку. Они представляют мифологических богов и героев — Юпитера, Минерву, Венеру, Марса, Меркурия, а также аллегории рек, морей и стихий. Живописные работы под руководством Жана-Батиста Шарлеманя выполняли художники Иоганн Рудольф, Франц Кениг и Карл Шмидт.

Редкой красоты паркет в свое время был перевезен сюда из петербургского дома Александра Ланского — фаворита Екатерины II, он набран из нескольких пород дерева —розы, черного дерева, самшита, граба, тика, амаранта. Большой зал украшают два камина: один был куплен в Италии, второй скопирован с итальянского образца специально для этого интерьера. Для освещения архитектор заказал восемь мраморных светильников в виде женских фигур в античных одеждах; в руках они держат бронзовые пучки пальмовых и дубовых ветвей, завершающиеся чашечками для свеч. Пьедесталы торшеров выполнены из красного шокшинского кварцита, который добывали в окрестностях Онежского озера около деревни Шокши.

Из архивных материалов известно, что Контора строения Села Царского несвоевременно выплачивала деньги по подрядным договорам и часто по этой причине работы замедлялись или вообще приостанавливались. Но одновременно Контора постоянно торопила с окончанием работ, требуя безукоризненного выполнения довольно жестких сроков, установленных договором. Так, в одном из приказов Шарлеманю предписывалось закончить работу по фигурам и барельефам в срок, т.е. к 15 декабря 1785 года, «...работая оные не токмо повседневно, но иногда и ночью...» В начале XXI века благотворители обеспечивают бесперебойное финансирование реставрационных работ, поэтому они ведутся даже с опережением графика, без ночных авралов.

Уникальность реставрационных работ в Агатовых комнатах и в Большом зале в частности, в том, что это абсолютно безупречное в художественном смысле, цельное, гармоничное произведение искусства. Кроме того, оно подлинное, не искаженное поздними обновлениями. По свидетельству экспертов, качество самого декора исключительно даже для такого богатого на декоративные отделки города как Петербург. Поэтому главная задача мастеров заключилось в том, чтобы максимально сохранить подлинность интерьеров.

Большой зал Агатовых комнат открыт после реставрации

Специалисты Царскосельской янтарной мастерской полностью расчистили и укрепили лепной декор, позолоту. Тщательно отреставрированы лепные рельефы плафона и медальонов верхних частей стен. Специалисты Государственного Русского музея реставрировали 69 из 70 живописных фрагментов потолка. Из-за постоянных протечек (в годы, предшествовавшие реставрации) 1 из них был утрачен, 15 находились в аварийном состоянии (сохранились только отдельные элементы композиций).

Реставрация облицовок из искусственного мрамора на стенах и в нишах проводилась щадящими методами, с максимальным сохранением старого отделочного слоя. При этом, в соответствии с принятым решением, сохранены все поздние послевоенные реставрационные вставки. В местах отслоения мрамора мастера сделали инъекции связующим раствором. Отреставрированы рельефы над каминами и настенный декор из натурального мрамора: расчищены карнизы, сандрики и колонны с капителями, воссозданы крупные утраты и сколы, нанесен глянец и восковое покрытие. Кроме того, реставрированы восемь светильников в виде женских фигур. По решению реставрационного совета утраченные элементы светильников воссозданы из другого материала. Специалисты, так же щадящими музейными методами, реставрировали уникальный паркет XVIII века — с гравировкой и протравливанием из ценных пород дерева. Места утрат тщательно расчищены, восполнены аналогичными материалами.

Реставрация Яшмового и овального кабинетов, Кабинетца велась параллельно с работами в Большом зале и будет завершена осенью 2013 года. А к реставрации Лестницы мастера приступают в нынешнем ноябре и закончат ее к началу летнего сезона.

Агатовые комнаты павильона «Холодная баня» — технологически чрезвычайно сложный реставрационный объект. Тем не менее, именно здесь впервые музей решил открывать залы для посетителей по мере их готовности, не дожидаясь завершения всего комплекса работ. С апреля 2012 года в павильоне работает Детский центр. Юные посетители совершают виртуальное путешествие на Урал, где добывали яшму для отделки павильона, знакомятся с процессом ее добычи и обработки, раскрашивают гипсовые отливки — копии элементов декора павильона, собирают «каменный цветок» из кусочков яшм. Теперь интерактивные программы расширятся: в них будет включена еще одна тема — Большой зал.

Материал предоставлен пресс-службой ГМЗ «Царское Село»