«Греко-римская рапсодия» в Царском Селе

Агатовый кабинет и библиотеку Екатерины II открыли после реконструкции. «Греко-римская рапсодия» в Царском Селе

За несколько дней до Нового года ГМЗ «Царское Село» сделал для гостей и жителей города великолепный подарок — после реставрации были открыты первые два зала знаменитых Агатовых комнат.

Комплекс Холодных бань и Агатовых комнат был создан шотландским архитектором Чарльзом Камероном в 1780-е годы. Просвещенная императрица Екатерина Великая серьезно увлекалась античной культурой, искусством и архитектурой и мечтала создать у себя в Царском Селе «греко-римскую рапсодию», о чем писала архитектору Ю. М. Фельтену. Проект «античного дома» в духе знаменитых Терм Диоклетиана Екатерине предложил известный французский архитектор-классицист Шарль Клериссо. Из-за масштаба, не вписывающегося в камерные размеры Царскосельского парка, а также из-за огромных затрат императрица отвергла проект, что вызвало скандал в Европе. Однако сама идея создания терм или бань государыне весьма понравилась. Желания Екатерины удовлетворил шотландец Камерон, прибывший в Россию в 1779 году.

Императрица писала своему корреспонденту Гримму: «Теперь я завладела мистером Камероном, шотландцем по рождению, ... великим рисовальщиком, который напитан изучением древних и известен своей книгой «О древних банях».

Чарльз Камерон творчески переосмыслил древнеримские термы и создал в Царском Селе изящный парковый павильон в два этажа, где на первом этаже были обустроены бани с теплыми, горячими и прохладными бассейнами и даже русской парной, а на втором этаже располагались комнаты отдыха, роскошно украшенные уральскими самоцветами и золочением. Наравне с Янтарной комнатой в Царском Селе появляются еще два «ювелирных» интерьера — Агатовый и Яшмовый кабинеты.

Агатовый кабинет и библиотеку Екатерины II открыли после реконструкции. «Греко-римская рапсодия» в Царском Селе

Сейчас для осмотра открыто только два из шести залов — это Библиотека Екатерины Второй и Агатовый кабинет. На первом этаже, в бывших Холодных банях, сейчас развернута экспозиция, посвященная бытованию и реставрации уникального памятника последней трети XVIII века.

Среди экспонатов можно увидеть совершенно уникальные вещи — например, знаменитую флорентийскую мозаику «Аллегория осязания и обоняния» 1751 года, ту самую, которая до Великой Отечественной войны украшала Янтарную комнату. Рядом с ней — «Морской порт», еще одна работа флорентийских мастеров. После окончания реставрации мозаика вернется в Яшмовый кабинет, где она и находилась прежде.

Кроме того, на выставке представлено множество подлинных вещей как из Агатовых комнат, так и из личных комнат Екатерины II. Среди них кресло-каталка, созданное на закате жизни императрицы, когда та стала слаба ногами, столики, отделанные листовым серебром из Серебряного кабинета (не сохранился), великолепный ломберный столик, отделанный перламутром — подарок турецкого султана...

В бывшем бассейне развернута выставка, посвященная реставрации. Здесь собраны элементы отделки и убранства из Агатовых комнат, а также скульптура и современные фотографии, показывающие труд реставраторов.

Война пощадила павильон — его не бомбили, но фашисты устроили на первом этаже конюшню, а на верхнем — клуб. И все же подлинное убранство павильона сохранилось. На первом этаже это рельефы, выполненные по моделям скульптора Рашетта на мифологические сюжеты, и мраморные колонны. Сам Камерон хотел украсить первый этаж с не меньшей роскошью, чем второй, но императрица велела значительно сократить расходы по отделке, поэтому убранство нижних комнат скромно, но изысканно, что характерно для творчества шотландского мастера.

На второй этаж ведет уникальная лестница — 41 ступень из серого гранита на 40 см вмонтирована в толщу стены. Это единственный в мире образец ступеней консольного типа, вписанных в овал. Такую необычную одномаршевую лестницу Камерон спроектировал специально для уже немолодой императрицы, которой хотелось подниматься и спускаться по «покойной» лестнице.

В самих залах, хоть они и открыты для посетителей, еще идет работа. Очень сложно проводить реставрацию в подлинных интерьерах XVIII века — это требует огромных сил и осторожности. Например, ценнейшие паркеты в некоторых местах истончились до 2 миллиметров.

Агатовый кабинет поражает элегантностью отделки — насыщенные багровые и зеленые оттенки яшм подчеркнуты золоченой бронзой и плафонными живописными вставками c мифологическими сюжеты. Самоцветы покрывают и станы, и двери, и камин.

Во всем блеске уникальный памятник времен Екатерины мы сможем увидеть лишь в сентябре 2013 года. Реставрация ведется за счет средств Российских железных дорог, и работа идет хорошими темпами.

Для детей и родителей в двух залах на первом этаже работает творческая студия под руководством педагога. Ребенок может сложить на огромной сенсорной панели «яшмовую» мозаику или подобрать оттенки яшм к старинной вазе. В другой комнате ребята могут сделать на память сувенир своими руками с кусочками настоящей яшмы, которую подарили музею реставраторы. Посещение творческой студии входит в стоимость билета в Агатовые комнаты. Кстати, цены сейчас вполне доступные — 100 рублей (50 рублей для льготных категорий граждан).

Ольга Усачева, www.gorod-pushkin.info